Педагогические формы развития способностей и одарённости младших
школьников.
Мы вступили в третье тысячелетие. Каким оно будет, зависит от нас, ныне живущих. От того, как мы сможем воспитать подрастающее поколение. Сегодня традиционная школа уже не обеспечивает запросы стремительно изменяющей жизни современного человека. Живущим ныне необходимо иметь качества, позволяющие быстро ориентироваться в мощном потоке захлестывающей информации, оперативно действовать в ситуации выбора, осмысленно вести поиск вариантов решения любой жизненно важной проблемы. Поэтому современное образование должно быть другим. Учёные и педагоги страны решение этой проблемы видят в изменении мировоззрения концептуальных основ образования, изменении мировоззрения самих учителей.
Дар, дарование, одарённость – эти знакомые нам слова таят в себе некоторую таинственность и даже ускользающую от понимания загадочность. Вряд ли кто может сказать, что ему совсем безразличны эти понятия и их смысл, ведь в глубине души каждый надеется, что обладает каким – то важным дарованием или, по крайней мере, считает, что признаки есть задатки. А если есть необходимые условия для развития, то огромный успех был бы на лицо. И немысленному взору сразу предстает радужная картина достижений, каких – то необходимых результатов и конечно всеобщего признания. Однако вопросы об одарённости не исчезают. Они снова и снова встают перед нами, теперь уже чаще связанные с нашими детьми, учениками, воспитанниками.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими школьниками. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных учащихся и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся класса. Однако при этом не исключается возможность создания групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий или групп учащихся, работающих по особым методикам. Формы и приёмы отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы.
Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.
Когда в 2007 году я набрала первоклассников, то по результатам психологического обследования из 24 человек – девять обучающихся оказались с высоким уровнем развития. Поэтому при составлении календарно – тематического планирования выделила графу « Работа с одарёнными детьми», в которой детям на уроках предусматривала задания повышенной сложности, а также задания творческого характера.
В первом классе на уроке обучения грамоте по теме « Корень и однокоренные слова» детям было предложено задание: сочинить сказку или стихотворение о корне. В результате работы учеников получилась книга «Корень слова», которая заняла первое место на муниципальном уровне в конкурсе рукописной книги. Такая работа заинтересовала ребят и во втором классе. Дети выпустили ещё одну рукописную книгу «Наши мамочки», которая также участвовала в муниципальном конкурсе рукописных книг и заняла третье место.
Одним из направлений своей деятельности с одаренными детьми, считаю привлечение в учебной деятельности к исследовательской работе (соответственно возрасту). В урок ввожу творческие, импровизированные, проблемные, проблемно – поисковые и разноуровневые задания. В структуру урока ввожу игровые элементы и дидактические игры; на занятиях использую разнообразный материал, технические средства обучения, компьютерные программы; осуществляю систематический контроль за учебно – творческой деятельностью младших школьников.
На уроке русского языка по теме «Понятие о несклоняемых существительных и их особенностях» в 4 классе было предложено задание:
- Ребята, как вы думаете, все ли имена существительные склоняются? ( предположения детей)
- Просклоняйте имена существительные: бревно – коллективно, пальто – самостоятельно. Проверка устно, а затем при помощи слайда. (самооценка)
- Что вы заметили?
- Как бы вы назвали такие слова? ( предположения детей)
- Как вы, считаете, ребята, как называются существительные, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму? (предположения детей)
- А называют такие существительные несклоняемыми.
В учебной и внеклассной работе использую индивидуальную, групповую, парную и коллективную формы работы с учащимися.
На внеклассном мероприятии «Моя любимая игрушка» группе детей было предложено сочинить стихи о своих любимых игрушках. В результате чего дети с интересом рассказывали стихи собственного сочинения:
1. Жила – была хрюша
В маленькой избушке.
И была у хрюши
Лучшая подружка.
Та любила хрюшу-
Мягкую игрушку.
Лишь за то, что та –
Просто красота. (Саша Б.)
2. В нашем доме есть матрёшка,
Пианино и гармошка.
Но милей всего и краше
Это кукла Бэби – Бон.
Бэби - Бон умеет кашлять,
Пить из бутылки, кушать кашу,
Плакать, хныкать и смеяться,
Будто всякий карапуз,
Мне всегда с ней интересно,
Пообщаться очень тесно,
Пообщаться очень тесно,
С лучшей куклой Бэби – Бон. (Соня Б.)
В своей работе я применяю материал для тренировочных занятий на предметном кружке «Юный математик». Особенно ценным являются логические задачи Н. Копытова, А. Зака. и др. Решение задач чисто логического типа , в известной мере, моделирует решение научной проблемы, т. к. сначала исследователь сталкивается в задаче с массой разобщенных данных. Иногда просто невозможно сделать какие – то определенные заключения. Обычно детям приходится выдвигать рабочую гипотезу. Правильность гипотез устанавливается путём сопоставления полученных результатов с исходными задачами. Если на этом этапе работы вскрывается несоответствие теоретических выводов фактам, исследователь отвергает гипотезу, заменяет её другой и начинает рассуждать заново. На этом этапе решения логических задач обычно возникают самые горячие споры. Алгоритмы решения логических задач довольно разнообразны, но все они развивают учебные навыки высокого порядка как предпосылки развития высоких интеллектуальных и поиско – исследовательских способностей.
Результатом такой работы является то, что мои ученики участвуют со своими работами на муниципальном уровне в научно – практической конференции «Первые шаги в науке» -1 место и второе, в конкурсе стихов «Моя малая Родина» - 1 место и 2 место на муниципальном уровне, конкурсе творческих работ «Какая честь в призванье этом» на муниципальном уровне – 1 место, являются третий год участниками областного креатив – фестиваля «Надежда», занимают призовые места в предметных олимпиадах на школьном и муниципальном уровнях, а также являются участниками Всероссийского конкурса «Человек на Земле», «ЭМУ», «Русский медвежонок».
Наши достижения.
2007 – 2011 учебные годы
№ п\п |
уровень |
Ф.И обучающегося |
Результат |
1. |
Муниципальный Конкурс рукописной книги |
группа учащихся |
1 место |
2. |
Муниципальный Выставка декоративно – прикладного творчества «Мир природы» |
Палецких Маргарита |
2 место |
3. |
Школьная научно – практическая конференция «Первые шаги в науке» |
группа учащихся |
участники |
4. |
Муниципальный Конкурс рисунков « Профессии родителей» |
Палецких Маргарита |
2 место |
5. |
Всероссийский конкурс «Человек на Земле» |
группа учащихся |
награждены дипломами |
6. |
Школьная олимпиада по русскому языку |
Палецких Маргарита |
3место |
7. |
Школьная олимпиада по русскому языку |
Борисова Софья |
1 место |
8. |
Школьная олимпиада по русскому языку |
Макеева Татьяна |
2 место |
9. |
Муниципальный Конкурс рукописной книги |
Палецких Маргарита |
1 место |
10. |
Муниципальный Научно – практическая конференция «Первые шаги в науке» |
Палецких Маргарита и Борисова Софья |
2 место |
11. |
Муниципальный Конкурс сочинений посвященной Дню учителя |
Палецких Маргарита |
2 место |
12. |
Муниципальный Конкурс сочинений посвященной Дню учителя |
Борисова Софья |
3 место |
13. |
Конкурс Эрудитов (ЭМУ) |
12 учащихся |
участники |
14. |
Школьный Научно – практическая конференция «Первые шаги в науке» |
Палецких Маргарта |
1 место |
15. |
Школьный Научно – практическая конференция «Первые шаги в науке» |
Борисова Софья |
3 место |
16. |
Областной Креатив – фестиваля «Надежда» |
Палецких Маргарита и Борисова Софья |
Награждены дипломами |
17. |
Областной Креатив – фестиваля «Надежда» |
Гончарюкова Диана |
награждена дипломом |
18. |
Муниципальный Конкурс стихов собственного сочинения «Моя малая Родина» |
Гончарюкова Диана Епишева Карина Палецких Маргарита |
1 место 1 место 2 место |
19 |
Муниципальный Конкурс поделок «Какая честь в призванье этом» |
Гончарюкова Диана |
1 место |
20. |
Муниципальный Конкурс поделок «Весёлые тигрята» |
Гончарюкова Диана |
2 место |
21. |
Школьная олимпиада по русскому языку |
Борисова Софья Бабушкина Александра |
1 место 2 место |
22. |
Школьная олимпиада по литературному чтению |
Выскребенцева Ирина Палецких Маргарита Борисова Софья |
1 место 2 место 3 место |
23. |
Школьная олимпиада по математике |
Выскребенцева Ирина |
2 место |
24. |
Муниципальный Олимпиада по русскому языку |
Борисова Софья |
1 место |
|
Муниципальный Олимпиада по литературному чтению |
Выскребенцева Ирина |
3 место |
25. |
Муниципальный Конкурс рукописной книги |
группа учащихся |
3 место |