Опыт использования ИКТ для повышения качества образования
младших школьников
Цель работы:
распространение опыта работы учителя по применению ИКТ для повышения качества образования младших школьников.
Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка. Впервые учебная деятельность становится ведущей. Но ученик начальной школы – это еще ребенок, который любит играть. Как построить свою работу так, чтобы детям на уроке было интересно, комфортно, но и в то же время, чтобы они учились думать, напряженно работать с учебным материалом, осваивая новые знания.
Современному обществу нужен человек, который может успешно жить и полноценно трудиться в изменяющемся мире, который способен самостоятельно сделать выбор, принять нестандартное решение.
Перед учителем возникает проблема: как выполнить заказ современного общества, реализовать цели начального образования: научить младших школьников учиться, развивать их познавательный интерес, получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей.
Цель моей работы: заключается в том, чтобы найти механизм всестороннего развития младшего школьника.
Актуальность работы определяется необходимостью в получении качественных знаний учащихся.
С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии.
Я считаю, что если процесс обучения построить на основе использования информационно-коммуникационных технологий, то это позволит: организовать деятельность учащихся на основе поиска, открытия знаний, развития самостоятельности, что приведет к повышению качества обученности по предметам.
Объект исследования: метод информационно-коммуникационных технологий.
Предмет исследования: общая и качественная успеваемость.
Цель работы: повышение качества образования по предметам через применение информационно- коммуникационных технологий.
Проанализировав работу я пришла к выводу, что :
Использование
ИКТ в учебном процессе позволяет:
•
усилить
образовательные эффекты;
•
повысить
качество усвоения материала;
•
осуществить
дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
•
организовать
одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Внедрение
ИКТ осуществляется по направлениям:
1.
Создание
презентаций к урокам;
2.
Работа с
ресурсами Интернет;
3.
Использование
готовых обучающих программ;
4.
Работа с
применением интерактивной доски.
I.
Создание презентаций к урокам.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
"Презентация” - переводится с английского как "представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Учеными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Я использую созданные мною презентации на всех этапах урока.
Несмотря на трудоемкость их выполнения, я считаю, что они достаточно эффективно срабатывают.
1. Так, для мотивации на решение учебных задач, поставленных на уроке, эмоционального настроя, я использую такие варианты слайдов.
А) слайды с изображением картин природы.
Б) музыкальное сопровождение.
На фоне нежной, мелодичной музыки я читаю стихи,
Приглашаю полюбоваться красотой природы.
2. Для выхода на тему урока стараюсь в короткий промежуток времени представить зрительный ряд в широком, многогранном аспекте.
А) Например: в презентации использую звуки природы.
При изучении тем «царства живой природы», «Вода в жизни человека», включаю звуки голосов птиц и шум воды.
Такой прием позволяет детям самим подойти к теме урока.
Б) В презентации включаю яркие красочные иллюстрации.
При изучении темы горы, дети наблюдали: горный пейзаж, долины, ущелья, водопады.
А при изучении темы «Царства живой природы» дети наглядно увидели представителей всех 4 царств.
Разнообразный зрительный ряд способствует более качественному усвоению знаний.
Показывает красоту окружающего мира, позволяет детям как бы воочию прикоснуться к живой природе.
3. Работая,
над новым материалом преимущественно
использую
а) схемы, для моделирования учебного материала.
Урок окружающего мира темы: «Родник», «Вулканы
Б) таблицы, что позволяет мне абстрагировать его содержание.
Урок окружающего мира «Горы», «4 царства живой природы»,
Урок русского языка «Правописание окончаний существительных»
В) алгоритмы, что позволяет систематизировать учебный материал.
Урок математики «Умножение на однозначное число».
Работая, таким образом, учащиеся с интересом самостоятельно анализируют, делают выводы.
Кроме, всего перечисленного, такая работа развивает мышление, формирует умение пользоваться таблицей, схемой, алгоритмом, то есть формируется информационная компетентность.
Г) Слайды также удобны для работы над понятийным аппаратом детей.
Уроки окружающего мира тема: «Горы», «Вулканы».
Д) Для закрепления, полученных знаний, я использую видеофильмы.
Ж) Для повышения познавательной эрудиции ребенка вывожу слайды
под общей рубрикой: «А знаешь ли ты?»
Урок окружающего мира «Вода в жизни человека», « Горы»
4. Необходимым
компонентом каждого урока является физминутка.
Они достаточно вариативны.
А) Приглашаю ребят мысленно подойти к горному водопаду, умыться холодной водой, почувствовать прохладу горного воздуха.
Б) Вообразить, что мы на поляне, где растут цветы.
Предлагаю вдохнуть удивительный аромат цветов.
В) Для двигательной активности предлагаю слайд с анимационными рисунками.
Ребята повторяют движения.
5) Рефлексию помогают осуществить такие слайды.
А) текстовые
Б) табличные
В) эмоциональные.
Урок окружающего мира «Вулканы»
Урок русского языка « Знаки препинания при однородных членах
предложения.
6.Практическую деятельность, на мой взгляд, удобно осуществлять через:
А) самостоятельную работу.
Урок математики тема: «умножение на однозначное число»
Урок русского языка тема: «Безударные окончания
Б) Тесты.
Плюсом этого вида деятельности является оперативность, обратная связь, прогнозирование следующего урока, с учетом пробелов сегодняшнего.
Урок окружающего мира тема: «Родник», «Грибы», «4 царства»
Г) Проведение опыта.
За неимением оборудования, условий я демонстрирую через слайд.
Такой вид деятельности позволяет отработать, полученные знания по всем темам курса, получить диаграмму усвоения материала.
· На уроке трудового обучения во время изучения темы «Оригами. Изготовление игрушек.» были сделаны слайды с изображением поделок (картинки взяты из Интернета), а также показана последовательность изготовления игрушки «Лягушонок». Так как эта картинка была перед детьми постоянно, то ребятам легче было делать поделку.
8). Одной из важных
структурных единиц, является обобщение, которое я так же могу вывести через
слайд
Дети моего класса, создают индивидуальные проекты на различные темы Представляю вам проект- презентацию Гордеева Саши «Любимые уголки моего города».
Плясом является то, что дети увлечены такого вида деятельности.
Использование музыкального сопровождения способствует эмоциональному восприятию данной презентации.
Просматривая любимые уголки родной природы, у ребят появляется стремление бережно относиться к ней, гордиться ее красотой.
Все это мотивируют ребят на поисковую и творческую деятельность.
Компьютерные технологии использую и при работе с родителями.
На родительских собраниях теоретический материал выношу на слайды.
Памятки для родителей
Например, как развить графические навыки учащихся.
Как развивать мышление и воображение
Считаю целесообразным применение презентаций при проведении внеклассных мероприятий.
Например к 9 мая проводила классный час, где использовала иллюстрации по теме
и видеофильм.
Считаю, что мультимедийная поддержка – необходимый инструментарий современного урока.
Вывод:
Презентации позволяют
учителю:
•
наглядно
представлять материал;
•
интенсифицировать
процесс объяснения нового материала;
•
регулировать
объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
повышать
познавательную активность обучающихся.
II.
Использование различных обучающих программ
На своих уроках использую готовые программные
продукты на компакт-дисках.
Основной проблемой, с которой сталкивается учитель при подготовке уроков, является поиск материалов. Источниками демонстрационных материалов могут служить имеющиеся в продаже мультимедийные диски. Среди мультимедийных дисков в первую очередь следует отметить диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия». Энциклопедия содержит множество полезных сведений об окружающем мире, о существующих и исчезнувших цивилизациях, великих эпохах и далеких мира, выдающихся деятелях прошлого и настоящего, о необычных явлениях природы, животных и растениях.
Другим прекрасным диском для
начальной школы является «Природа и человек. Естествознание для начальной
школы».
«Времена года», «Живая и неживая природа»,
«Живые организмы».
Ну конечно главный помощник учителя – это
«Семейный наставник по русскому языку и математике». Дети с удовольствием
работают в этой программе, проверяют и закрепляют полученные знания.
IV. Использование ресурсов
Интернет
Интернет – новое информационное явление,
перед которым мы – учителя – оказались подобно сказочному богатырю на распутье:
дорог много, выбор широк, а мы еще не успели понять, что это и зачем оно нам.
Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент,
который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей.
Работа с сетью Интернет развивает уверенность,
позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает
любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент
соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.
В сети Интернет на уроки я беру портреты
писателей, фотографии, шедевры русского
искусства, русские народные костюмы, картины на уроки окружающего мира и
литературного чтения
Это становится ярким наглядным пособием и
источником вдохновения.
Интернет:
·
Расширяет
виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из
Интернета);
·
Предоставляет
возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена
информацией;
·
Дает
возможности для профессионального роста;
·
Открывает творческие возможности для учителя по
подбору и использованию дидактического материала;
III.
Работа на интерактивной доске.
Так же на уроках возможен выход в Интернет, где учащиеся могут самостоятельно получить новую информацию. Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования.
Используя интерактивную доску, преподаватель не только может показать и прокомментировать живопись и графику, но и создавать свой рисунок.
· Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;
· Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
· Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
· Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;
· Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
· Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
· Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
· Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
· Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
· Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
· Наличие чисто технических проблем. При скачках напряжения, или отказе доски по неизвестной причине не все учителя сумеют найти верное решение проблемы.
· Временные затраты на подготовку урока очень велики.
· Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.
Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.
- Сетевое объединение методистов
В разделе «Начальная школа»:
·
разработки
к урокам;
·
новинки
литературы;
·
программы
по предметам;
·
официальные
документы.
- Газета «Первое сентября»
http://nsc.1september.ru/
«Начальная школа»:
•
Избранные
материалы газеты "Начальная школа". Лучшие публикации. Методические
рекомендации, сценарии уроков, примеры тематического планирования по различным
учебно-методическим комплектам, сценарии праздников, олимпиады, викторины ...
- Каталог ресурсов на Российском образовательном портале
http://school.edu.ru/catalog.asp
Раздел «Начальная школа»
•
Интеллектуальное
развитие и обучение (материалы по предметам);
•
Досуг;
•
Воспитание;
•
Психофизическое
развитие
- Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной
школе
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com
·
Внеклассная
работа по предметам
ВЫВОД:
Урок с применением ИКТ требует от учителя немалой подготовки методических материалов, зато составленные таблицы, схемы, наглядные пособия могут многократно работать на следующих занятиях. Это помо