МАОУ "СОШ №1" г. Заводоуковск

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 26.04.2024, 06:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Виртуальный музей
Баннер
Народный фронт
Категории раздела
Последние публикации [0]
Последние публикации
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
"Использование электронных образовательных ресурсов для активизации познавательной деятельности учащихся в изучении предметов гуманитарно-эстетического цикла"
Пути развития системы образования тесно связаны с тенденциями современного этапа общественного развития. Процесс информатизации общества, внедрение новых информационных технологий во все сферы деятельности отражается на изменениях, происходящих в системе образования. Усвоение большого объема материала при изучении предметов гуманитарно-эстетического цикла (русский язык, литература, мировая художественная культура) требует от учеников значительных затрат времени, что снижает познавательную деятельность школьников. Традиционные методы обучения (рассказ, показ, объяснение и др.) сегодня являются непродуктивными, малоэффективными. Доступ к сети Интернета дает возможность воспользоваться огромным количеством дополнительных материалов, которые позволяют обогатить уроки разнообразными идеями, заданиями и упражнениями, повысить интерес к изучаемым предметам и способствовать их качественному усвоению.
Однако слабым звеном является их внедрение в образовательный процесс, так как качественных учебных материалов в электронном виде мало, а доступ к тем, которые есть, требует достаточно высокой квалификации. Таким образом, учитель должен уметь не только выбирать оптимальные средства обучения, адекватные изучаемому учебному материалу, но и создавать, и использовать их для повышения мотивации обучения, создания положительного настроя, активизации самостоятельной деятельности учащихся.
Цель работы: поиск, отбор и использование электронных образовательных ресурсов для активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения предметов гуманитарно-эстетического цикла. Задачи: 1. Изучить теоретические основы и проанализировать возможности использования электронных образовательных ресурсов в процессе изучения предметов гуманитарно-эстетического цикла. 2. Создать техническое обеспечение, дидактические ресурсы, отобрать методики использования электронных образовательных ресурсов и в практической работе проверить эффективность их влияния активизацию познавательной деятельности учащихся в процессе изучения предметов гуманитарно-эстетического цикла. Ведущая идея: использование  электронных образовательных ресурсов поможет активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении предметов гуманитарно-эстетического цикла и вооружить их универсальными учебными действиями, незаменимыми для дальнейшей социализации в обществе.
Проблема внедрения информационных технологий в образовательный процесс освещается в работах известных ученых и педагогов-исследователей: В.Н. Агеева, А.А. Андреева, М.Ю. Бухаркиной, Ю.Г. Древса, Е.С. Полат, А.В. Хуторского. Из этих работ следует, что методическое назначение образовательных электронных ресурсов различно: обучающие, информационно-поисковые, демонстрационные, моделирующие, контролирующие, тренажёры, учебно-игровые и т. п. Их выбор и использование зависит от задач урока. Учитель прогнозирует эффективность использования ресурса при проведении различного рода занятий, определяет методику их применения и проектирует основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном процессе.
Как отмечает Хуторской А.В: «При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) у учащихся формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. У обучающихся формируются навыки познавательной деятельности по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире».[4]
Агеев В.Н. говорит о том, что,  «зная основы создания мультимедийного проекта в программных пакетах Macromedia, зная структуру составления материала и его визуальную подачу, педагог может самостоятельно составлять электронные уроки. По мере накопления опыта в составлении таких уроков, педагог может максимально разнообразить мультимедийное оснащение занятий. В дальнейшем работать в этой области будет интересно и педагогам и их ученикам». [1]
В ходе изучения данной проблемы, я пришла к выводу, что использование информационных коммуникационных  технологий с применением электронных образовательных ресурсов делает преподавание более насыщенным, разнообразным, современным.  В моем кабинете созданы условия для внедрения информационных технологий и использования электронных образовательных ресурсов: компьютер, оснащенный необходимыми программами, мультимедийный проектор, интерактивная доска, принтер и сканер, цифровой фотоаппарат, создана медиатека по изучаемым предметам, имеется постоянный доступ к сети Интернета.
Компьютер в моей системе работы – это и источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу), и наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций), и индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля. Умеренно использую его на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. Например, на уроках русского языка для решения специальных практических задач по формированию прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков использую учебные диски и электронные пособия виртуальной школы «Кирилл и Мефодий» (5-9 классы). Электронные учебные пособия с функциями тренажера «Семейный наставник», «Фраза» (5-7 класс) и другие помогают учащимся  изучить и закрепить материал в доступной игровой форме. При организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся использую обучение и тестирование с помощью компьютера. В этом помогают специальные тестирующие программы и диски «Репетитор. 1С. Русский язык», тренажер «Курс русского языка». Диски CD DWD для прослушивания текстов, учебного материала, направленные в поддержку УМК. Например,  использование аудиоматериалов к  учебнику литературы (автор Коровина В.Я.  «Литература» (5-9 класс) позволяет создать на уроке необходимые условия для эмоционального восприятия текста. Понять и раскрыть образ героев через актерское чтение, просмотр видеофрагментов помогают учебные диски – электронная «Литературная энциклопедия», «А.С.Пушкин. В зерцале двух столетий», «Русская литература» и другие.  Учебный диск «Азбука искусства», который использую на уроках мировой художественной культуры, знакомит учащихся 10-11 классов с шедеврами мирового искусства через  виртуальную галерею. В качестве домашнего задания ученикам  предлагаю, например, посмотреть видеофильм на телеканале «Культура» по теме: «Древний Египет» или фрагмент фильма «Расшифрованный Египет» 
Использование Интернета на уроках становится дополнительной мотивацией для ученика в изучении предметов гуманитарно-эстетического цикла, поскольку большинство детей любят все, что связано с всемирной паутиной. Большой популярностью у учащихся на уроках  обобщения, повторения, при объяснении нового материала пользуются интерактивные таблицы и анимационные плакаты из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/. Например, в 6 классе на уроке русского языка при изучении темы: «Разряды имен прилагательных» создаю проблемную ситуацию на основе подобранного им материала, задаю возможные вопросы: «Докажите с помощью таблицы, что данное прилагательное качественное/некачественное»; «Исключите лишнее из данного ряда и аргументируйте свой выбор с помощью этой таблицы». Ребята изучают интерактивную таблицу, а в подтверждение или при коррекции ответов активизируется всплывающий комментарий. С помощью таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. В отличие от печатных,  электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо  темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу, например, «Имя прилагательное». При закреплении данной темы использую  разноуровневую интерактивную игру «Кто знает разряды имен прилагательных» (по мотивам телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером». 
Обращение к словарю помогает формировать общеучебные умения и навыки, способствует обогащению словарного запаса, овладению нормами литературного языка, знанию лингвистических и литературоведческих терминов.   На уроках использую диски «Библиотека словарей» и «От А до Я», а также электронный «Толковый словарь  русского языка» http://www.vedu.ru/ExpDic/ В интернете размещены разные виды словарей русского языка  http://yaca.yandex.ru/yca/cat/Reference/Dictionaries/Russion_dict/, поэтому ученики могут выбрать нужный, сделать закладку и воспользоваться им в любое время на уроке, используя сеть интернета даже через мобильный телефон. На уроках мировой художественной культуры и литературы использую учебные модули ФЦИОР http://fcior.edu.ru/,: информационные, практические, контрольные Учебные информационные модули  помогают учащимся познакомиться с шедеврами и творениями художников, иконописцев, композиторов разных эпох. Так в процессе изучения темы «Архитектура Древней Руси» слушаем лекцию. Перед прослушиванием лекции и после  предлагаю учащимся  вопросы, например: «В чем вы видите своеобразие архитектуры Древней Руси? Чем она вас привлекает? Какова идея данного произведения искусства?  Какие чувства оно  вызвало у вас? К какому стилю в искусстве можно отнести, по каким признакам вы это определили? и так далее.
Практические модули направлены на выполнение индивидуальных самостоятельных заданий, в том числе творческих и исследовательских; помогают проанализировать, сравнить или выявить особенности творчества. Например, после изучения темы «Архитектура барокко» проводим практическую работу. Ребятам предлагаю выбрать  изображение, например, церкви Иль-Джезу, и собрать его по фрагментам.  На уроке русского языка при изучении темы «Дополнение» при закреплении предлагаю решить тест. Конечный результат оформляется автоматически в таблице.  Контрольный модуль использую на обобщающем уроке литературы  по произведению «Слово о полку Игореве» Ученикам предлагается выбрать 5 сцен, изучить их и ответить на вопросы. Результаты  заносятся в таблицу автоматически, фиксируется время выполнения, количество попыток и использованных подсказок, и указывается процент выполнения задания. Модули очень удобны, их можно изучать, выполнять задания до желаемого результата (Приложение 2).
Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Выполнение тестовых заданий помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающегося. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации. Результаты оформляю в мониторинг и размещаю в электронном дневнике  учащегося http://dnevnik.ru/ Также на формирование ключевых компетенций учащихся «работает» персональный сайт педагога Натальи Поп http://natapop.ru/., который является своеобразной методической копилкой, создан с целью дистанционного взаимодействия с детьми и родителями, распространения педагогического опыта и оценки общественной экспертизы, необходимой для аттестации педагога. На персональном сайте  размещаю ссылки на нужные образовательные ресурсы по русскому языку, литературе, мировой художественной культуре, творческие работы одаренных детей, Появилась возможность дистанционного общения через электронную почту pop-np.zavod@mail.ru. Учащиеся могут в любое время прислать свои проекты, творческие работы, фотографии. Также с помощью электронной почты контролирую некоторые письменные домашние задания. Ребятам намного интереснее, например, написать сочинение – эссе в электронном варианте и отправить его по е-mail, чем писать в тетради. Так, например, создавая проект по мировой художественной культуре «Великий Карл – великий портретист», ребята по ссылкам, размещенным на моем сайте, переходили на нужные образовательные ресурсы, собирали материал, оформляли в документе Word или Power Point, архивировали  и отправляли мне на электронную почту для коррекции.  Таким же образом помогаю готовиться ребятам и к олимпиадам разного уровня
 Интерактивная доска и программное обеспечение Mimio Studio дает новые возможности для работы с презентациями, так как при ее использовании в процессе демонстрации слайдов можно вносить коррективы маркером непосредственно в проецируемый текст на доске. Возможность вносить рукописные изменения в текст позволяет учителю с помощью презентационных слайдов создать систему упражнений, предназначенных для использования именно на интерактивной доске. Теоретический материал параграфа при объяснении новой темы можно представит в виде записи, схем, таблиц. Визуальная информация, самостоятельное составление схемы или заполнение таблицы формирует умение обучающихся анализировать, выделять главное, обобщать, лаконично излагать мысли. Развиваются слуховая, зрительная и моторная виды памяти. На интерактивной доске информация легко изменяется, перемещается. Материал можно открывать поэтапно, можно легко восстановить на следующих уроках. В целях временного скрытия материала можно использовать «шторку» или затемнение. Так, например, при рассмотрении картин на уроках литературы или мировой художественной культуры можно сфокусировать внимание на конкретном фрагменте, воспользовавшись данной функцией. На уроках русского языка  использую   программно-методические комплекты для интерактивной доски  «Страна Лингвиния», «Части речи» и другие. Эти яркие электронные образовательные ресурсы не могут не привлечь внимание учеников. Тем более, что есть возможность что-то дописать, дорисовать и даже сохранить на память. В этом году начала разрабатывать систему уроков для интерактивной доски. Это будут авторские универсальные методические комплекты, включающие учебные презентации, разработанные мной в программе Power Point и моими учениками. В настоящий момент хорошие работы откладываю в медиакопилку,   использую как дидактический наглядный материал. Например, учениками 9 «а» класса к урокам русского языка были созданы учебные презентации по теме «Сложное предложение» с использованием интернет-ресурсов (таблицы, схемы, рисунки,); по литературе был создан совместный проект «Поэты пушкинской эпохи»; в 7 «в» классе по сказкам М.Е. С-Щедрина создан  фильм «Мужицкое счастье» в программе Movie Maker, а учениками 11 класса был создан вернисаж портретов и  композиций в стиле Арчимбольдо.  Лучшие работы я разместила на персональном сайте в галерее творческих работ.    Все это  позволяет повысить интерес обучающихся к предметам, дает возможность творчески развиваться и самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях. Ученикам предлагаю на переменах повысить свою грамотность в программе «Отличник». Работая в данной программе, ребята не просто развивают орфографическую зоркость, память и внимание, но и автоматически получают оценку. Эту программу я предлагаю всем желающим закачать на свой домашний компьютер и тренироваться.
 Результатом работы можно считать то, что  ученики, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повысили свое качество знаний: по  русскому языку - 36-41-43%, по литературе – 48-56-57%, по мировой художественной культуре – 67-69-73% (результаты за 3 года). Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению русского языка, литературы, мировой художественной культуры, участвуют в конкурсах и олимпиадах разного уровня, например, в международном конкурсе-игре по языкознанию «Русский медвежонок», в Олимпиаде УРФО по основным наукам, «Золотое руно», «Юниор» (ТОГИРРО). Мои ученики создают мини-проекты, презентации по интересующим их темам, а затем выступают на обобщающих уроках, уроках-презентациях, участвуют в конференциях, очных и заочных конкурсах, интернет-олимпиадах, занимают призовые места. Так, например, в 2010-2011 учебном году группа учащихся 10-11 класса (Дмитриев А., Ким И., Овчаренко В., Шагоненко О., Федосеева Е.) заняла 2 место в  районном конкурсе презентаций по МХК, посвященных творчеству К.Брюллова «Великий Карл – великий портретист». Михайлова Анжела получила диплом  2 степени VII Международной Олимпиады по основным наукам (предмет литература).  Кристина Кнауб заняла 1 место в регионе по мировой художественной культуре в международной  интернет-игре «Золотое руно». Кристина Поп в 2011 г. заняла 1 место в районном конкурсе «Рукописная книга», а в августе приняла участие в интернет-конкурсе на базе Федерального государственного образовательного учреждения «Орленок» и стала лауреатом Всероссийского конкурса творческих работ «Почему мы помним о Ломоносове». Её работа напечатана в сборнике лучших детских творческих работ по итогам Всероссийского конкурса, посвященного году Ломоносова. В этом году одиннадцатиклассники (47 человек) участвуют в создании веб-квеста по теме: «Романтизм», который будет размещен на сайте педагога в интернете.
Таким образом, электронные образовательные ресурсы развивают самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал не только к уроку, но и внеурочное время.  Использование электронных образовательных ресурсов позволяет развивать творческий потенциал учащихся, компьютер и интернет раскрывают для этого все возможности, активизирует их познавательную деятельность.
 Считаю, что современный учитель должен быть компетентен в области информационных технологий. Для этого нужно постоянно заниматься самообразованием. Работа в интернет-сообществах «Открытый класс», «ПроШколу», «Фестиваль педагогических идей», «Завуч.Инфо» и других дает  такую возможность, так как одной из задач является не просто обмен опытом работы, а научиться создавать грамотные и качественные  электронные образовательные ресурсы. Так, например, в 2010 г. я прошла обучение в творческой группе «Учитель. Педагог. Мастер» сообщества «ИКТ на уроках русского языка и литературы» портала «Сеть творческих учителей» и создала 4 ресурса, которые  отмечены свидетельствами Российской  Академии образования. Я получила сертификат, подтверждающий обучение в данной группе технологиям создания визиток педагога, виртуальной экскурсии, видеоролика в программе MS Movie Maker. Эти работы опубликованы на портале «Сеть творческих учителей» и используются для дистанционного обучения педагогов.  Участие в методических интернет-объединениях позволяет  обмениваться мнениями и идеями с коллегами всей страны. В 2009 г. я отправила на конкурс «Мой лучший урок» разработку урока «Как связываются предложения в тексте» и по результатам заочного этапа была приглашена на финал в Москву. На курсах повышения квалификации «Инновационно-коммуникационные технологии в современном уроке» познакомилась со многими известными педагогами-новаторами, слушала лекции Богуславского М.В., Лезинского В.М., Левита М.В.  Побывала на экскурсии в лучшем образовательном «Класс-центре» Казарновского С.З., участвовала в педагогической конференции и мастер-классах в Центре образования № 2006   Илюхиной В.А..  В 2010 г. самостоятельно изучила технологию сайтостроения,  которую теперь успешно применяю в своей педагогической деятельности. Создание (пока 1 в районе) персонального сайта тому подтверждение. В 2011 г. приняла участие в XII Всероссийской педагогической видеоконференции «Социальная активность школы».  В 2011 г. прошла дистанционное обучение «Искусствоведческие методики в преподавании МХК» в Московском государственном университете им. Ломоносова на «Факультете открытого образования») и федеральные дистанционные курсы «Использование электронных образовательных ресурсов  в образовательной деятельности». В июне-августе 2011 г. организовала группу ребят на участие в  IV Летнем Чемпионате студентов и школьников» «Эрудиты планеты – лето – 2011» в интернете. Теперь я убеждена, что использование информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики (Приложение 6).
Свои материалы на основе исследования данной проблемы планирую представить в будущем на научно-практической конференции в Тюменский областной государственный институт развития регионального образования. Я уже в 2008 и 2010 г.г. выступала по теме «Использование интерактивных наглядных пособий на уроках русского языка и во внеклассной работе» в рамках Всероссийской конференции «Русский язык как фактор стабильности государства», имею положительный отзыв и рецензию на выступление и публикацию данной работы  доктора филологических наук, заведующего кафедрой русского языка Тюменского государственного университета научного руководителя магистерской программы «Русский язык» О.В.Трофимовой
Анализируя свой опыт работы с цифровыми и электронными образовательными ресурсами  на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование их позволяет:
1) обеспечить положительную мотивацию обучения; 2) проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация); 3) обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию); 4) повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза; 5) усовершенствовать контроль знаний;         6) рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;   7) формировать навыки научно- исследовательской деятельности; 8) обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.      
Уроки с использованием информационных коммуникационных технологий, с применением качественных электронных образовательных ресурсов – это, на мой взгляд, является одним из самых  важных результатов инновационной работы в школе, позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Надеюсь, мой опыт будет востребован учителями района, и они будут активнее использовать электронные образовательные  ресурсы в своей педагогической деятельности для активизации познавательной деятельности учащихся и повышения качества образования.
Использованные ресурсы:
1.    Агеев В.Н., Древс Ю.Г. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование. – М.: 2003. – 236 с. Информационно-образовательная среда – важнейший компонент новой системы образования. Новая цель образования. ФГОС. Новое содержание образования.- Электронный ресурс]. Режим доступа: <standart.edu.ru/attachment.aspx?id=360>
2.    Методика апробации цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.rcoa.stavsu. ru/doc/metod.doc>
3.Полат. Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Полат Е.С, Бухаркина М.Ю. – М.:Академия. 2007. – С.120.
4.Хуторской А.В.  Ключевые компетенции  и образовательные стандарты. Доклад на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. - Центр «Эйдос». - http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
   

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта

schkola1zavod.ru © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz