Требенкова Л.М.
«Лично – ориентированный подход в
педагогической деятельности классного руководителя»
Изумление
человеком – вот что должно быть
красной
нитью всего школьного воспитания.
В. А.
Сухомлинский.
Динамичное
развитие российского общества требует формирования в человеке не столько
социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и
оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Психологи и социологи
отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий,
раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, ставит во главу угла
применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации
ее жизнедеятельности. Становится понятной необходимость построения такой
системы обучения и воспитания школьников, которая бы полным образом удовлетворяла
всем требованиям, предъявляемым к учебно - воспитательному процессу в школе.
Современные ученые-педагоги: Степенов Е.Н., Александрова М. А и многие другие творчески работающие педагоги
считают необходимым для решения данного вопроса построение личностно –
ориентированной системы обучения и воспитания школьников.
Несмотря на
очевидную необходимость предлагаемой системы, следует заметить, что в настоящее
время существует немало белых пятен в изучении возможностей и условий
применения личностно- ориентированного подхода в педагогической практике. Степанов Е. Н. и Александрова М. А. вместе с
группой единомышленников систематизировали уже накопленные исследователями и
практиками знания о данном подходе и на этой основе попытались расширить
границы его использования в деятельности педагогов в учебно – познавательном
процессе.
Определение
личностно – ориентированного подхода с философской точки зрения звучит
следующим образом: « Личностно –
ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической
деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий,
идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания,
самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой
индивидуальности»
В
сформулированном определении отражены следующие важные аспекты, такие как:
·
Личностно – ориентированный подход является,
прежде всего ориентацией в педагогической деятельности;
·
Личностно – ориентированный подход представляет
собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов
педагогических действий;
·
Личностно – ориентированный подход связан с
устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося,
проявлению его субъектных качеств.
Педагоги
исследователи и практики показали главное отличие личностно – ориентированного
подхода от традиционного подхода. Использование в педагогической деятельности
того и другого подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка.
Однако если при применении личностно – ориентированного подхода это делается с
целью развития индивидуальности ученика, то при использовании традиционного
подхода реализуется другая целевая установка – освоение учащимися социального
опыта, то есть каких – то знаний, умений и навыков, определенных в типовых
программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения каждым
воспитанником. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать
проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго – с направленностью
педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне
сложно осуществить без получения и учета информации об индивидуальных
особенностях школьника.
С точки зрения
Степанова Н. И. и Александровай М. А. к основным понятиям личностно –
ориентированного подхода можно отнести следующие:
·
индивидуальность
– неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них
единичных, особенных и общих черт, отличающие их от других индивидов и
человеческих общностей;
·
личность – постоянно изменяющееся системное
качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и
характеризующее социальную сущность человека;
·
самоактуализированная
личность – человек, осознанно и актуально реализующий стремление стать
самим собой, наиболее полно раскрыть свои способности и возможности;
·
самовыражение
– процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и
способностей;
·
субъект – индивид или группа, обладающие
осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя
и окружающей действительности;
·
субъектность
– качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть
индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания
активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
·
Я –
концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о
самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие
с другими людьми, отношения к себе и окружающим;
·
выбор
– осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности
наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
·
педагогическая
поддержка – деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи в решении
их индивидуальных проблем, связанных с их физическим и психическим здоровьем,
общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.
Из основных
понятий вытекают исходные положения и основные правила построения процесса
обучения и воспитания школьников, которые отражаются в следующих принципах
личностно – ориентированного подхода:
1.
принцип самоактуализации:
важно побудить и поддержать стремление учащегося к проявлению и развитию своих
природных и социально приобретенных возможностей;
2.
принцип индивидуальности:
каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести
(постичь) свой образ;
3.
принцип субъектности:
следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и
школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта;
4.
принцип выбора:
педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в
условиях постоянного выбора форм и способов организации учебно- воспитательного
процесса в классе и школе;
5.
принцип творчества
и успеха: благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о
«сильных» сторонах своей личности;
6.
принцип доверия
и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к
самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности
и чрезмерного контроля;
Методы и
приемы, составляющие технологический арсенал личностно-ориентированного подхода,
по мнению профессора Е. В. Бондаревской соответствуют таким требованиям, как:
·
диалогичность;
·
деятельностно-
творческий характер;
·
направленность
на поддержку индивидуального развития ребенка;
·
предоставление
учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных
решений.
Исходя из
теоретических и практических исследований ведущих российских педагогов и
собственного опыта работы, можно сделать
вывод о наиболее приемлемых методах работы лично-ориентированного подхода,
таких как:
1. метод диалога;
2. игровые методы;
3. рефлексивный метод;
4. метод педагогической поддержки;
5. диагностические методы;
6. создание ситуации выбора и успеха.
В заключении
можно сделать вывод о том, что наличие у педагога представлений о сущности,
строении и структуре личностно-ориентированного подхода позволяет ему более
целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии сданной
ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия.
Литература:
1.
Под редакцией Е. Н. Степанова, М. А. Александровой
«Классному руководителю о классном часе», технология подготовки и проведения
личностно-ориентированного классного часа,:М. «ТЦ Сфера», 2002.
2.
Черникова Т. В., Сукачева Г. А. « Старшеклассник без
стрессов и тревог», программы занятий методические рекомендации,: М. «Глобус».
|