«Быть или не быть - таков вопрос; Что благородней для души…» («Гамлет» У. Шекспир)
«Педагогика должна быть философией или вообще не быть». (М. Лангерфельд)
«Педагогика должна быть философией или вообще не быть». (М. Лангерфельд)
«Быть или не быть..» - этот философский гамлетовский вопрос в большей или меньшей степени волнует меня на всех этапах жизни. В детстве, он, конечно, не стоял так остро, но я понимала, что должна расти воспитанной, грамотной, доброй, скромной. В школе я не была «звездой», но и не была «серой мышью». Уже в 8 классе занялась самовоспитанием: я поняла, что ко всем перечисленным качествам, которые прививали мне родители и школа, я должна еще быть обаятельной, нежной, «загадкой» для сильного пола и и…., тогда еще не знала этого слова, индивидуальностью. Я чувствовала, что во мне что-то такое есть, что может перевернуть мою жизнь. И я стала искать это…. Со временем я забыла о своих причудах, иногда вспоминая о них, и стала жить, наверное, как многие. Я сочиняла стихи, и не только потому что впервые влюбилась, много читала и хотела быть похожей на Скарлетт О,Хара, хорошо училась, добросовестно относилась к поручениям, пела и выступала в разных коллективах, ездила в пионерские лагеря и путешествовала по городам Советского Союза, мечтала стать стюардессой или артисткой… Но стала учительницей. Наверное, мама хотела, чтобы у меня была стабильная и хорошо оплачиваемая работа, чтобы жизнь моя прошла в тепле и уюте, спокойно и размеренно, чтобы меня «знали и уважали люди, а «все, - говорила она, - зависит только от тебя». Мама оказалась права только в одном… В 20 - 30 лет вопрос «быть или не быть» не стоял уже философски. Я закончила институт и по распределению поехала на свой любимый Север, вышла замуж и поняла – мое призвание быть мамой. Маленьким сыновьям я старалась отдать всю любовь и нежность, видимо настолько, что остальное оказалось вне моего радужного мира… . Тут уж, действительно, философствовать было некогда. И побежали за годами года…, между которыми подросла и дочка. А я за это время научилась быть сильной, самодостаточной, уверенной, но осталась такой же романтической и неугомонной натурой. С годами что-то переросло в привычку, наверное, таков мой стиль жизни. Я постоянно в какой-то пучине событий, и меня это нисколько не обременяет. Я сочиняю стихи и читаю их своим друзьям, коллегам, ученикам. Пою в городском фольклорном ансамбле «Услада» и радуюсь нашим успехам, а еще более наслаждаюсь красотой русской песни. Каждую осень езжу на районный турслет, где мы с командой занимаем не просто призовые места, а питаем свою душу и ощущаем гармонию с природой. Участвую в творческих конкурсах. Знакомлюсь с интересными людьми, состою в интернет- сообществах учителей и даже создала свой персональный сайт. Это моя маленькая гордость. Мне нравится жить с чувством, открывать для себя что-нибудь новое, интересное, делиться своими открытиями с людьми. В этом мне помогает самообразование. Как и всех иногда подстерегают неудачи. Но я не замыкаюсь в себе, как улитка, пытаюсь разобраться, стараюсь исправить и сделать лучше. Так я учу и своих учеников: не пасовать, стремиться в достижении своей цели, ценить мгновения жизни. Разговариваю с ним по душам, показываю на собственном примере. И я знаю, что именно за это они меня любят, а еще за креативность, искренность, открытость, за веру в них. Я ненавязчиво внушаю ребятам, что их успешность зависит только от них самих. А для этого нужно ежедневно трудиться над собой. Труд души – это самый тяжелый труд. Помните героиню А. Алексина, которая сказала: «Он сделал мне самый дорогой подарок — подарил мне меня»? Считаю, моя задача - в любом ученике увидеть хорошее, помочь поверить в свои силы, развить его, показать это хорошее всем, дать возможность самовыражения, самоутверждения, подарить ему самого себя… А ведь я только через несколько лет неустанного творческого поиска поняла, что учителем становятся не после окончания педагогического вуза, а в результате многолетнего общения с учениками. Что истинный ответ на вопрос «быть или не быть» (и Шекспир здесь не исключение) заложен в самой природе человека – в природе его чувств, которые являются основной причиной наших поступков.